ЗАКОН. Форум.

Бесплатная юридическая помощь в Приморье. WhatsApp +79025555112
Текущее время: 03 Май 2024, 06:51

Часовой пояс: UTC+11:00




Начать новую тему  Ответить на тему  [ 2 сообщения ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 04 Октябрь 2004, 12:52 
Не в сети

Зарегистрирован: 22 Июль 2003, 15:31
Сообщения: 356
Откуда: Владивосток
Советник президента: коррупции в России стало не только больше, но она стала и "более качественной"
Советник Владимира Путина по экономическим вопросам Андрей Илларионов выступая в Москве на экономической конференции "Россия: инвестиции в экономику роста" заявил, что в России коррупции становится больше.

По словам Илларионова, коррупции стало не только больше, но она стала и "более качественной". В то же время он оговорился, что все это лишь его ощущения.

О причинах данного явления советник президента говорить не стал, ограничившись высказыванием о том, что по этому вопросу "лучше обратиться к людям, знакомым с проблемой не понаслышке". При этом советник отметил, что он является лишь наблюдателем.

Кроме того, А. Илларионов высказал мнение, то Россия не станет в обозримом будущем чистым импортером капитала. По его словам, одной из главных причин оттока капитала из России являются структурные особенности экономики страны. "В обозримом будущем российская экономика будет производить капитала больше, чем она сможет эффективно использовать", - сказал он. Вместе с тем советник президента указал, что Великобритания является чистым экспортером капитала, однако это не мешает ей быть среди стран-лидеров по экономическому развитию.

По словам А. Илларионова, радикально изменить ситуацию с оттоком капитала из России можно только в случае, если ведение бизнеса в стране с точки зрения государственного регулирования будет более благоприятным, чем в странах, куда экспортируется российский капитал. По его мнению, регулятивная среда в России ухудшается. А. Илларионов также отметил, что ухудшение регулятивной среды не является "проблемой личностей". Причиной, считает он, является "долгосрочный тренд, который коренится в структуре российской экономики". В стране, которая обладает огромными ресурсами, есть искушение уделять больше внимания распределению получаемой от реализации этих ресурсов ренты, чем улучшению регулятивной среды.

Ранее МЭРТ РФ прогнозировал, что к 2007-2008гг. у России будет возможность стать чистым импортером капитала. Комментируя данный прогноз, А. Илларионов отметил, что за последние 10 лет значительными были отклонения фактических результатов от прогнозов Минэкономразвития. "Я был бы осторожен с этими прогнозами", - сказал он.

Напомним, что Министерство экономического развития и торговли по итогам 2004г. прогнозирует отток капитала из России в размере 12 млрд долл. По оценке Министерства финансов, этот показатель будет на уровне 9 млрд долл.


Вернуться к началу
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 07 Октябрь 2004, 15:38 
Не в сети

Зарегистрирован: 22 Июль 2003, 15:31
Сообщения: 356
Откуда: Владивосток
Михаил Гришанков: "Честных людей во власти больше, чем принято считать".


Сегодня коррупция захлестнула все слои нашего общества. Ее масштабы приобрели угрожающий характер. Не случайно Владимир Путин объявил коррупцию одной из главных угроз национальной безопасности. Противодействовать ей необходимо всеми средствами, на всех уровнях, в том числе и на законодательном. Потому и появилась в Государственной думе комиссия по противодействию коррупции. Возглавил ее известный своей бескомпромиссной борьбой с этим злом Михаил Гришанков, первый заместитель председателя думского комитета по безопасности.

- Михаил Игнатьевич, с коррупцией мы боремся начиная с петровских времен. И все безуспешно. Вот и вы недавно возглавили комиссию Государственной думы по противодействию коррупции. Вы действительно считаете, что ее искоренение возможно?

- Для начала хотел бы отметить, что коррупция имеет многовековую историю. Факты говорят о том, что коррупция стара если не как мир, то уж как власть - точно. Явления, связанные с коррупцией, встречались и встречаются в любой стране. Она процветает не только в тоталитарных, авторитарных государствах, но и оказывает негативное влияние на жизнь всех демократических стран.

Несмотря на различные причины коррупции и отсутствие общепринятого определения этого явления, проявления коррупции в целом универсальны. Это политическая коррупция, коррупция в государственном секторе экономики и коррупция в частном секторе.

- Что же все-таки порождает коррупцию?

- Кратко ответ на вопрос о причинах возникновения коррупции можно изложить следующей формулой: "Это монополия бюрократа на нужную услугу при отсутствии контроля за его деятельностью". Интересным, хотя и не претендующим на полноту, представляется и определение коррупции, данное Макиавелли - использование публичных возможностей в частных интересах.

О ситуации с коррупцией в России сказано и написано немало. 90-е годы, на мой взгляд, стали "золотым веком" коррупции, которая приобрела масштабы серьезной угрозы национальной безопасности. И это не преувеличение.

Принимавшиеся в этот период указы президента Российской Федерации носили декларативный характер, не предусматривали каких-либо реальных контрольных механизмов и не предполагали организации системной работы в этой сфере. Принятый в 1997 году Федеральным собранием Закон "О борьбе с коррупцией" был отклонен Б. Ельциным.

Практически полностью отсутствовал общественный контроль за деятельностью чиновников как федерального уровня, так и на местах.

Безответственный лозунг первого российского президента "Берите суверенитета сколько хотите" дал, по существу, зеленую улицу региональным чиновникам, которые восприняли это как своего рода сигнал решать свои личные вопросы любыми средствами.

- Тем не менее тогда была создана комиссия Государственной думы по борьбе с коррупцией. Что, на ваш взгляд, мешало ей бороться с этим злом?

- Главным препятствием в организации последовательной борьбы с коррупцией в 90-е годы являлось отсутствие политической воли у высшего руководства страны.

В таких условиях сложно было ожидать весомых результатов и от комиссии Государственной думы по борьбе с коррупцией, которая не обладала достаточным набором инструментов для системной работы. В частности, не удалось положительно решить вопрос о создании института парламентских расследований, который мог бы стать одним из важных элементов общественного контроля за деятельностью чиновников всех ветвей власти. Не представилось возможным и довести до логического конца ряд крупных дел в отношении коррумпированных чиновников самого высокого ранга.

В немалой степени сложившаяся в 90-е годы ситуация не только негативно повлияла на имидж власти в целом, но и привела к скептическому отношению населения к предпринимавшимся до последнего времени шагам в сфере борьбы с коррупцией. Слишком мало дел о коррупции доходило до суда, а случаи привлечения чиновников к уголовной ответственности носили единичный характер.

Сегодня политическая воля четко заявлена. Создание при президенте Российской Федерации Совета по борьбе с коррупцией, на мой взгляд, должно стать началом формирования стройной системы противодействия коррупции, охватывающей все ветви власти, а также механизмов контроля за деятельностью чиновников всех уровней.

Уверен, что честных и порядочных людей во властных структурах гораздо больше, чем обычно принято считать. В наших общих интересах приложить все силы для создания условий, не только обеспечивающих последовательную борьбу с коррупцией, но и предупредительно-профилактическую работу в этой сфере.

Сейчас, в изменившихся общественно-политических условиях, деятельность комиссии Государственной думы может и должна стать более энергичной и эффективной и войти в качестве важного составного элемента в выстраиваемую общегосударственную систему борьбы с коррупцией.

Все необходимые предпосылки для этого имеются.

Главное, на мой взгляд, не обмануть ожиданий сограждан, которые давно ждут реальных шагов в сфере борьбы с коррупцией.

- В конце апреля состоялось первое организационное заседание вашей комиссии. Чему оно было посвящено?

- В частности, нами были приняты решения о формировании структуры комиссии; создании трех подкомиссий по направлениям работы, а также образовании экспертного совета. В его состав предполагается на конкурсной основе включить специалистов из правоохранительных органов, ученых-правоведов, а также представителей авторитетных общественных организаций. Свою готовность тесно взаимодействовать с комиссией выразил, например, руководитель фонда "Индем" Георгий Александрович Сатаров, давно специализирующийся на изучении проблем коррупции. Уже есть договоренность о сотрудничестве со Счетной палатой. После завершения формирования экспертного совета мы обязательно обнародуем его состав, чтобы общественность могла знать, кого мы привлекаем к работе в комиссии.

- Каким вам видится место вашей комиссии в общем контексте борьбы с этим негативным явлением? Какие направления считаете приоритетными?

- Приоритетными направлениями в ее работе, безусловно, должны стать формирование заслона на пути проникновения в принимаемые законы положений, создающих почву для коррупции, и внесение соответствующих изменений в уже действующие законы; создание норм этики и кодекса поведения должностных лиц всех ветвей власти и механизма контроля за их соблюдением; совершенствование действующего уголовно-процессуального законодательства в сфере противодействия коррупции; создание алгоритма разрешения конфликта интересов в законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти.

Думаю, что для поступательного движения вперед России необходимо выработать национальную стратегию в области борьбы с коррупцией, которая бы являлась неотъемлемой частью программы социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу.

У меня нет сомнений и в том, что должна быть повышена роль общественного контроля в этой сфере, в том числе института Уполномоченного по правам человека. Во всяком случае, опыт некоторых зарубежных стран свидетельствует об эффективности данного инструмента.

Вообще гласность и прозрачность в деятельности государственных служащих зачастую является столь же существенным сдерживающим фактором, как и неотвратимость наказания за коррумпированные действия. Поэтому трудно переоценить и роль средств массовой информации не только в выявлении факторов коррупции, но и в организации профилактическо-предупредительной работы в этом направлении.

Предметом пристального внимания комиссии по противодействию коррупции должны, на мой взгляд, стать те государственные сферы, где степень коррупционности давно представляет опасность для социально-экономического развития страны. Это и распределение средств федерального бюджета, и система здравоохранения, и государственное образование, в первую очередь высшее, и жилищно-коммунальное хозяйство, и правоохранительные органы, и ряд других областей, где объемы взяток исчисляются, по оценкам специалистов, миллиардами долларов в год.

- В последнее время много говорят об указе президента, в соответствии с которым весьма существенно увеличивается заработная плата различных категорий государственных служащих. Как вы думаете, это может существенно изменить ситуацию?

- На мой взгляд, в принципе это шаг в правильном направлении, поскольку установлено, что низкая зарплата чиновника является одним из условий, сопутствующих развитию коррупции.

В то же время надо ясно отдавать себе отчет в том, что повышение зарплаты само по себе не является панацеей. Это лишь один из элементов в противодействии коррупции. Увеличение оплаты труда чиновников должно в обязательном порядке сопровождаться повышением уровня ответственности и ужесточением контроля за их деятельностью. Кроме того, необходимо продолжить работу и по изъятию у органов исполнительной власти всех уровней избыточных функций, которые нередко создают почву для злоупотреблений чиновников. Начавшаяся административная реформа предусматривает сокращение таких функций, и я надеюсь, это позволит лишить "кормушки" недобросовестных чиновников.

Я понимаю чувства представителей малого и среднего бизнеса, которые "тонут" в десятках согласований и сталкиваются с необходимостью давать взятки за ускорение процедур и получение различных справок. Вместе с тем я хотел бы привлечь внимание к следующим двум моментам. Во-первых, я твердо убежден, что порядочных и честных людей больше. Огромное количество людей и на федеральном, и на региональном, и на муниципальном уровнях работают честно. Поэтому было бы неправильно отождествлять понятия "коррупция" и "чиновник".

Во-вторых, нельзя забывать и о втором участнике любой коррупционной сделки, который выплачивает чиновнику вознаграждение за предоставляемые услуги. Причем, как свидетельствует недавний опрос, проведенный Российским партнерством по корпоративному управлению и социальной ответственности, значительная часть работающих на рынке компаний вообще не склонна воспринимать взятки и внутреннюю коррупцию как серьезную проблему. Более того, во многих случаях бизнес и не заинтересован в существовании реальной конкуренции и прозрачности. Напротив, чтобы получить преимущество над конкурентами, бизнес с помощью взяток инициативно стремится к установлению особых отношений с чиновниками и получению инсайдерской информации. Так что, говоря о коррупции, не следует забывать, что это улица с двусторонним движением.

- Как борются с коррупцией в цивилизованных странах? Мы можем использовать зарубежный опыт? Или наша коррупция такая же загадочная, как и душа?

- Анализ законодательства по борьбе с коррупцией в различных зарубежных странах и механизмов его применения показывает, что нам есть чему поучиться, что-то можно и нужно взять на вооружение, адаптировав, естественно, к российским условиям. Слепой же перенос на нашу почву зарубежного опыта, к чему активно призывают некоторые эксперты, может, по моему мнению, нанести больше вреда, чем пользы.

Отдельной темой, как представляется, должно стать изучение причин неудовлетворительной работы правоохранительных органов по выявлению коррупционных правонарушений, доведению уголовных дел по данному составу преступлений до суда, а также вынесения невнятных, зачастую имеющих чисто символическое значение решений по тем делам, которые все-таки доходят до суда.

Что здесь играет главную роль? Несовершенство законодательства? Отсутствие должной квалификации и опыта расследования дел, касающихся коррупционных составов преступлений, у сотрудников правоохранительных органов? А может быть, уместно вспомнить слова из бессмертного произведения "Горе от ума": "А судьи кто?"

Будучи основным институтом представительной власти, российский парламент обязан привлекать внимание общества к той опасности, которую представляет коррупция.

В то же время депутаты, являющиеся объектом пристального внимания СМИ и общественности, должны не в последнюю очередь навести порядок в своем хозяйстве. Международная практика обычно решает проблему сведения к минимуму злоупотреблений среди парламентариев путем создания "этического режима" - набора стандартов, определяющих поведение депутатов, а также порядка применения этих стандартов. В развитых демократических государствах в этот набор входят такие составляющие, как декларирование финансовой информации (получаемые доходы, земельная и другая собственность, принадлежащие парламентариям акции), предоставление сведений о личной заинтересованности и возможном конфликте интересов, соблюдение правил "честного лоббирования".

В ряде парламентов требование декларировать свое финансовое положение распространяется не только на депутатов, но и на членов их семей: супругов и детей.

В некоторых странах (Франции, США, Южной Корее) есть, например, жесткие ограничения на трудоустройство депутатов, а также высокопоставленных чиновников исполнительной власти после истечения срока их полномочий.

Определенные нормы и ограничения действуют и в Федеральном собрании Российской Федерации. Для того чтобы определить, насколько эти нормы отвечают сегодняшним условиям, когда борьба с коррупцией становится одним из приоритетов в политике государства, видимо, имеет смысл провести инвентаризацию действующего в российском парламенте этического режима,

- Кстати о лоббировании.Разве оно отличается чем-то от коррупции?

- Тема лоббизма и его принципиальных отличий от коррупции заслуживает отдельного разговора. С точки зрения государственного управления цивилизованный лоббизм отличается от коррупции прежде всего наличием жесткой и гласной процедуры принятия решения, обеспечивающей свободное участие в ней заинтересованных сторон и конкурсность принятия решения. Лоббизм, таким образом, является более совершенным инструментом оказания внешнего влияния на принимаемые государством решения. В условиях же коррумпированного чиновничьего аппарата решения принимаются келейно, гораздо более узким кругом зачастую случайно подобранных лиц, что влечет за собой несоответствие значительного числа принимаемых решений общественным и государственным интересам, с одной стороны, и приводит к огромным финансовым потерям в виде взяток.

Уверен, что нам необходимо принимать закон, регламентирующий лоббистскую деятельность, который бы позволил перевести ее в цивилизованное русло, ограничив одновременно поле для коррупционных проявлений.

Мы коснулись только некоторых болезненных проблем, стоящих перед обществом и всеми ветвями власти в сфере противодействия коррупции. Надеюсь, что при последовательной, системной и энергичной работе власть сможет уже в обозримом будущем предъявить общественности конкретные результаты в этой области.

***

Слова

Николай Ковалев, председатель комитета Государственной думы по делам ветеранов:

-Я знаю Михаила Гришанкова очень давно, еще по прежней совместной работе. Исключительно принципиальный человек, одержимый идеей борьбы с преступностью, с коррупцией. Именно этим он выделялся из общего ряда оперативных работников, которые трудились на этом участке. Работая с Гришанковым в Государственной думе, я убедился, что у него помимо способностей к практической работе есть качества, которые отличают его от остальных депутатов. Прежде всего это классная теоретическая подготовка, умение видеть главное. В работе законодателя это очень важно. Михаил также неравнодушен к проблемам других людей. Чужую боль он воспринимает, как свою.

Для меня критерием отношения к человеку являются его безусловная честность и профессионализм.

Именно в такой последовательности. Потому что профессионализму можно научиться. А вот честности в наше время научить невозможно. Михаил как раз обладает этими качествами.

Эти профессиональные и человеческие качества помогают ему и решать проблемы округа - ведь недаром жители Кыштымского района Челябинской области второй раз подряд избирают его депутатом Госдумы, и заниматься серьезнейшими вопросами, будучи первым заместителем председателя комитета Госдумы по безопасности и председателем комиссии Госдумы по противодействию коррупции.

Игорь Баринов, председатель парламентского подкомитета по борьбе с терроризмом, подполковник ФСБ:

- Не очень вроде бы подходит к офицеру ФСБ такое понятие, как "первая ласточка". Но по сути оно верно: Михаил Гришанков был первым действующим сотрудником ФСБ, проложившим дорогу на Охотный Ряд в Москве. До него были чекисты депутатами Государственной думы - бывшие сотрудники, ветераны... А он смог своим настойчивым примером изменить сложившуюся практику. Очевидно, что это было сделать очень непросто. Став парламентарием, Михаил Игнатьевич делом доказал, что люди из ФСБ могут быть публичными политиками, что они вовсе не чураются "света" общественного мнения. В этом качестве мой земляк зарекомендовал себя отменным профессионалом. Я не погрешу против истины, если скажу: профи такого уровня в нынешнем составе Думы не так уж и много. Все эти качества предопределили в итоге выбор и назначение Гришанкова главой антикоррупционной комиссии. Так что я, второй действующий офицер ФСБ в Государственной думе, уже шел проторенной дорогой. И как старший товарищ Михаил оказал мне, молодому депутату, очень большую помощь. Он намного сократил время, необходимое для того, чтобы мне сориентироваться на новом месте, в новом качестве. И за это я очень ему благодарен. Хочу отметить и то, что Гришанков силен своими корнями, своими делами в округе. Работа с людьми поставлена на высокий уровень. Он, насколько мне известно, всегда открыт для общения с избирателями - сам или через своих помощников. И его убедительная повторная победа у нас на Урале - свидетельство тому.



РОССIЯ


Вернуться к началу
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему  Ответить на тему  [ 2 сообщения ] 

Часовой пояс: UTC+11:00


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 9 гостей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти: 

Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Limited
Русская поддержка phpBB